Как начать разбираться в вине

“Разбираться в вине? Что бы это могло значить?», — думаешь ты про себя. Должен ли я с умным видом вынюхивать малейшие нюансы цветочно-фруктовых нот пятидесяти разных сортов винограда? Называть на память все Grands Crus Бордо? Успокою тебя — всё это давно уже упразднили. Энциклопедическая концепция винного познания, если кому-то когда-то и помогала, то только во время экзамена будущему Master of Wine. Нам это как козе баян.

Задача должна быть куда проще — научиться быть с вином “на ты” настолько, чтобы прийти к тому, что разобраться в нём не может никто, а тебе остается лишь ступить на путь вечных поисков и… начать получать от этого удовольствие. Как в видах спорта, где сила — отнюдь не решающий для победы фактор, сами знания в мире вина — фактор весьма условный. Понять грань между “не бояться вина” и “разбираться в вине” не так-то просто.

Вооружившись терпением и некоторым бюджетом на покупку бутылок (или добрыми друзьями-соемлье), смело ныряем, с головой!

Мир вина полон условностей, где “белое — к рыбе”, “красное — к мясу” — это лишь верхушка айсберга. “Правильный” бокал для определенного сорта винограда, “правильный” штопор, “правильный” винный бар, “правильное”, в конечном счёте, вино. Как у новичков, у нас есть все шансы попасть на эти крючки, а мир вина имеет все шансы стать ещё более далёким и закрытым. Если быть в курсе этих условностей, путешествовать в мир вина становится чуть проще. Ведь в конечном итоге вопрос сведётся к одному — нравится или нет.

Чтобы “знать” вино, его надо пробовать: часто и разнообразно. Теоретические знания не помогают. В зависимости от системности мышления пробовать можно по-разному: начиная от скрупулезной покупки вин разного уровня из одного региона (эти официальные винные регионы умно зовутся “аппелласьонами”), заканчивая методом тыка, попросту глядя на этикетку. А то и не глядя! Двигаться можно медленно и осторожно, экспериментируя сначала с бутылками попроще и подоступнее, а можно “быстро и нагло”, брать средний ценовой сегмент (тысяч до двух-трех на полке). Не стоит бояться неизвестных названий и новых вкусов — как раз это и делает вино тем самым “нежданным весельем”, а вовсе (как можно подумать) не уровень алкоголя. Не стоит сторониться необычных этикеток — за ними может скрываться приятный сюрприз. Скажем, испанское вино с черепом и костями и надписью на английском “Время не ждёт никого” имеет все шансы «зацепить» по полной.

С чего начинать? В каждом винном регионе есть так называемые “классические” сорта — проверенные годами, иногда — сотнями лет — варианты. Скажем, в Бургундии это пино нуар и шардоне, а в Тоскане — санджовезе. Цена будет варьироваться в зависимости от производителя, потраченных на производство вина усилий и спроса рынка — за “бренды” частенько приходится платить больше, ни в чем, при этом, особо не выигрывая. Канонические вина известны многим — совиньон блан из Новой Зеландии и Луары, каберне совиньон из Чили, мальбек из Аргентины, грюнер вельтлинер из Австрии, рислинг из Германии, пинотаж из ЮАР, турига насионал из Португалии. Тот же итальянский пино гриджио может быть простым, как две копейки (обычно это чётко выражается в цене), а может “запрягать”, как серьёзное, многогранное вино.

Хорошая новость для любого, кто только начинает знакомство с вином — это доступность огромного количества вин по очень даже приятным ценам. В зависимости от того, где покупаешь вино, на отличные бутылки можно наткнуться сегодня почти в любом супермаркете — начиная от доступных, заканчивая high-end сетями. Маленькая подсказка — цены на вино в “крутых” магазинах часто радуют больше, чем в дискаунтерах, не говоря уж о грамотно подобранном ассортименте.

Радовать в этих магазинах должна и работа кавистов — консультантов, сидящих на винном “хозяйстве”. Именно они расскажут, что брать, если вам нравится Риоха, а хочется “чего-то не такого”. С этими людьми, знающими вкус практически каждого вина на полке, имеет смысл установить самые тесные отношения: потенциально они могут сохранить немало нервов и часов нерешительного хождения между полками. Они — волшебная палочка-выручалочка, и не важно, знаешь ли ты что-то о вине или нет. Кстати, покупать вино сегодня можно напрямую в компаниях-импортерах — имена Grape, Vinoterra, МБГ, Fort и других не должны вводить в ступор. Все они доставляют вино до дверей и консультируют клиентов на их “винном” пути — достаточно позвонить в отдел по работе с частными клиентами.

Поскольку, при желании, в любом магазине сегодня за бутылку вина можно оставить и всю зарплату (предположим, что вы живёте именно на неё), нужны какие-то понятные ориентиры-противовесы. Баланс денежных потоков при первичном погружении в мир вина можно поначалу определять факторами, к вину не имеющими отношения: пока вы не знаете, сколько имеет смысл тратить на развитие своего вкуса, можно отталкиваться от своих трат на рестораны, еду, одежду. Сколько бутылка стоит в количествах “полных баков” на ТНК-BP? Ведь вином-то заправляться куда приятнее!

Создайте свою “библиотеку” — даже если вы начинаете с единственной бутылки любимого вина. Вино — как кино, домино пока отложим. В смысле, даже самый лучший фильм со временем утомляет. Ты уже знаешь все повороты сюжета, помнишь, если тебя разбудить ночью, крылатые фразы любимых актеров. Немалой частью той самой “винной грамоты” станет наращивание “библиотеки” вин, и, в особенности, вин любимых. Сила так называемых «винных экспертов» состоит не только в количестве фолловеров в социальных сетях, а в глубоком погружении в перипетии и нюансы тех винных регионов, которые им особо нравятся. В каждом таком регионе, даже в самом малоизвестном и «нераскрученном», таится целая вселенная. Всё равно, как ты будешь это делать — по-старинке записывать названия в маленькую записную книжку или фоткать бутылки в Vivino, (обязательно!) сопровождая их своими комментариями — важен факт попытки запоминания названия того, что мы пьём.

Начните читать этикетку. У каждого вина есть своё имя. Бывают имена навороченные-фантазийные, бывают — нарочито официальные и классические. И те, и другие имеют право быть отличными винами, одно верно — чем правильнее произносишь название вина, тем больше его запоминаешь. Не вспомнить название любимого вина — недостойное поведение («мне нравится с птичкой» не считается). Проблема с этими самыми названиями — иногда они непонятны или попросту непроизносимы. Не стоит пугаться незнакомых языков: русская транскрипция обычно сопровождает каждую бутылку, а если её нет, можно попробовать спросить у продавца или винного консультанта. В конце концов, есть интернеты!

Не за всё винное образование нужно платить. Нет ничего более логичного интересующемуся посмотреть парочку фильмов на винную тему. Проблема в том, что большинство этих фильмов либо плохо сняты, либо сняты для профессионалов, либо и то, и другое вместе. Редкая классика, подходящая для всех — фильм 2004-го года “На обочине” от американского режиссера Александра Пейна. Здесь есть всё, что нужно для первичного погружения в винный мир — хорошо выстроенный сюжет, отличная игра актёров и бесконечные разговоры о вине. Абсолютно художественный фильм, утирающий нос большинству профессиональных. Посмотри “На обочине”. А потом посмотри ещё раз.

Приятное с полезным. Погружаться в мир вина в наши дни куда проще, чем это было двадцать лет назад — даже на самом бытовом уровне. Туристов, интересующихся вином, ждут во всех уголках мира, где только растёт виноград. Зачем, спрашивается, откладывать свою первую поездку туда, где про вино нам рассказывает сам винодел? Сегодня организовать себе пляжно-винный отдых не составляет никакого труда — достаточно осмотреть побережье Италии, Испании, Франции, Португалии — и выбрать, что ближе. Чтобы не заморачиваться слишком глубоким первым погружением и эффектами винной декомпрессии — можно забронировать себе пару-тройку дней в европейском агритуризмо — или, попросту, сельскохозяйственной ферме, в которую был встроен отель, часто это переоборудованный сельский дом. В таких местах знакомят не только с вином, но со всем спектром местной гастрономической сцены. Вино от еды не оторвёшь, даже если вы и не гурман! Даже если организовываться самостоятельно, сегодня немало опций включиться в группу винных энтузиастов, программу которых организует знающий местные особенности гид.

Ещё один интересный способ стать ближе к вину, которое вы покупаете — это визуализировать, где оно было сделано. Расположение и виды винных хозяйств, найденные в Google Maps, не только метафизически переносят на место производства вина, но и позволяет легче запомнить его название и культурно-географические особенности. Представьте, что вы собираетесь в гости к виноделу и увидите, как преображается винный мир.

Вино — уникальный мир, подступиться к которому трудным кажется только с первого взгляда. Но вот: три притопа, два прихлопа — и ты уже там, вовсе не среди полок с бутылками, а среди новых незнакомых ощущений и ярких вкусовых эмоций.

Как говорил Энтони Бурден, Enjoy the ride!

Нравится? Подпишись!

СВЕЖИЕ ПОСТЫ — УЖЕ У ТЕБЯ

Спама не будет, только новые посты

Антон Моисеенко

Не моё дело рассказывать тебе, что, как и почему пить. Поддержать винный диалог, пробудить винную мысль и заставить улыбаться — вот это по мне!

Предыдущее

Ни зги, ни мезги: каково это — пить из чёрного бокала, и нужно ли оно тебе

Следующее

Джеймс Саклинг даст вину 102 балла