Давай глянем: Podere Le Ripi и вина Франческо Илли

/

Таких хозяйств, как Podere Le Ripi в Тоскане не много. Этому есть ряд объяснений: перво-наперво, Франческо Илли, одному из топ-менеджеров и совладельцев знаменитого бренда illycaffe, во многом приложившему руку и мозг к построению империи Illy (об этом писалось в статье про Mastrojanni), никому ничего не надо доказывать. Вино для него — не коммерческий проект, а философская позиция.

Биодинамика в тосканском Монтальчино — это и есть Podere Le Ripi.  Эти формальные слова даже близко не описывают то, что делает в Тоскане харизматичный вице-президент Illycaffe Франческо Илли, которому принадлежит хозяйство. “Я влюбился в Монтальчино в начале 80-х”, — говорит Франческо. “Тогда я ничего не знал о вине”. Со временем всё поменялось — и сегодня вместе с командой молодых единомышленников, Франческо делает вина, которые хороши вне зависимости от года урожая — и это не какой-то коммерчесий слоган, а проверенное годами дегустаций вин Le Ripi заключение. Как бы ни говорили об урожае эксперты, вина Франческо всегда хочется пить — это  ли не главный им комплимент?

Одно из редких в Тоскане биодинамических хозяйств с построенной с соблюдением пропорций золотого сечения винодельней (2015), Le Ripi находится на холме неподалеку от Castelnuovo dell’Abate. Встроенная в холм круглая винодельня с воздуха напоминает ракушку улитки: архитектором стал Эрнесто Илли, сын Франческо. При строительстве кирпичного здания Илли сознательно отказались от цемента, который “фонит” железными составляющими и построили погреб из натурального глиняного кирпича и известняка. Бочки с санджовезе, мерло, сира и белым треббьяно чинно стоят по кругу, иногда для них в погребе играют музыку. Первый урожай в Le Ripi собрали в 2003-м: мечта Франческо и его команды воплотилась в реальность.

В отличие от тебя, у меня было удовольствие общаться с Франческо в Тоскане: мы сидели в той самой крепости, которая стоит на въезде в Монтальчино, где находится знаменитая энотека, которая, как выяснилось, продаёт около 1% всего вина региона (включая доставку частным клиентам по всему миру). Франческо явно не жалует прессу, на данном этапе жизни его не волнует ни пиар, ни оценки критиков — о крайней мере, такое создаётся ощущение. Он говорит отрывисто и без скидок: не врубаешься — до свиданья. Приехал общаться он в своём ярко-оранжевом пуховике и на мотике.

У Илли есть чёткое видение судьбы хозяйства: не более 40 гектаров виноградников в будущем (сегодня это 30 гектаров). “Ты просто не можешь поддерживать качество, увеличивая количество”, — говорит он. “Особенно, учитывая что мы биодинамическое хозяйство”. Окруженные дубовым лесом винодельня и виноградники расположились на высоте 150-250 метров над уровнем моря.

В среднем 30-летние лозы высажены плотностью от 4500 до 11000 лоз на гектар, но в рамках уникального проекта Bonsai Илли высадил отдельный виноградник с плотностью 62 000 лоз на гектар (62 тысячи!). Почвы — в основном, глина и известняк, с крупным речными камнями и галестро, хорошо знакомым ценителям тосканского вина. Нередки здесь и вкрапления базальтовых пород: потухший вулкан Монте Амиата находится в каких-то десяти километрах.

Отношение к вину в Le Ripi трепетное. Франческо Илли и молодой хипста-винодел Себастьян Назелло подняли планку работы на винограднике и в погребе на высоту птичьего полёта и не хотят спускаться на землю: ручной сбор, дикие дрожжи, винификация в цементе, стали и дубе, в зависимости от вина, продолжительная выдержка даже для Rosso di Montalcino. Серьёзность намерений по отношению к родному санджовезе докатывает факт, что только Rosso здесь делают в количестве двух штук (разная винификация и выдержка), добавьте к этому три Brunello di Montalcino с романтическими названиями Cielo d’Ulisse, Lupi e Sirene, Amore e Magia, и ряд вин категории Toscana IGT — и всё становится на свои места.

Карта виноградников Le Ripi

Франческо описывает стилистику своих вин словами “женственные” и “классические”, но к этому есть, что добавить: каждый год на протяжении уже многих показов Benvenuto Brunello в Монтальчино, вина Le Ripi неизменно демонстрируют жизнелюбивость и жизнерадостность, баланс и качество, вне зависимости от года урожая.

“У Le Ripi офигительные вина вовсе не потому, что там есть Франческо Илли, а потому что там есть группа людей, которые верят в то, что делают”, — говорит Франческо.

Amore e Follia 2016 / Toscana IGT

Сира из Тосканы? У Ле Рипи есть и такое и это вино Аморе и Фолья, которое с 14,5 градусами алкоголя больше напоминает Тоскану, чем сира, но в этом ничего удивительного. Очень сухое и чуть перечное вино.

Sogni e Follia 2015 / Rosso di Montalcino DOCG

Россо — это не бейби брунелло. Это вино со своей харизмой и своим мироощущением. Как и все вина Le Ripi, это делается с использованием диких дрожжей и с ферментацией в цементе. Для жаркой Тосканы — самое оно, насыщенное, но не попсовое. Как уже было сказано, Франческо Илли делает два разных россо — второе называетя Amore e Magia. Редкий случай и явное указание на то, что Франческо относится к своим россо не менее серьёзно, чем к своим брунелло.

Cielo d’Ulisse 2015 / Brunello di Montalcino DOCG

Брунелло от Le Ripi — всегда ожидание чего-то особенного. Иначе на фига все эти поползновения в сторону биодинамики, если вино такое же, как у 95% соседей? Брунелло Франческо выпускает в четырёх вариантах — и Cielo d’Ulisse —лишь одно из них. Яркое и плотное, вино не тяжелит, несмотря на 15% алкоголя. Его сложно называть «типичным брунелло» и хорошо: пусть типичными будут другие. Графит, чернила, с приятной лёгкой горчинкой в послевкусии, оно требует крови и не прощает легкомысленного подхода. Вину стоит дать отлежаться, а лучше даже и просто полежать несколько лет. Те, кто будет брать, должны быть готовы к жертвам.

Нравится? Подпишись!

СВЕЖИЕ ПОСТЫ — УЖЕ У ТЕБЯ

Спама не будет, только новые посты

Антон Моисеенко

Не моё дело рассказывать тебе, что, как и почему пить. Поддержать винный диалог, пробудить винную мысль и заставить улыбаться — вот это по мне!

Предыдущее

Вина Калифорнии, часть 4: пино нуар на подъёме

Следующее

Вина Калифорнии, часть 5: климат, огонь и что дальше. Интервью с Элейн Чукан-Браун