С момента глотка прошло 15 минут. Вкус не отпускал. Потом ещё четверть часа. Ни в какую. Потом ещё четверть. Вкус как бы нехотя уходил, оставалось куда более важное — ощущение того, что тебя угостили живой водой, субстанцией или чем ещё — называйте, как хотите. Этого бароло не нужно было много — я просто хотел сохранить способность воспринимать его таким, каким встретил на дегустации с Марией-Терезой Маскарелло.
Это не романтическая чушь. Я не знаю, что можно сказать про вина Bartolo Mascarello, которые миниатюрная Мария-Тереза делает по стопам своего отца — Бартоло. Кто-то скажет, терруар, кто-то — талант, кто-то — необъяснимое чудо.
Меня волнует другое. Как о нём рассказать другим, об этом вине? Раскладывать по полочкам, расписывать по вкусам, как принято в винных журналах? Даже как-то смешно, наивно и странно, на фига это нужно и кому? Просто в следующий раз, когда будете в Италии, попробуйте его, купите домой, подарите, расскажите, налейте.
Прямая речь
Кашу заварил в 1919-м году Джулио Маскарелло. Купив свой первый виноградник, он тут же сделал первое вино, продав остатки в демижонах (в этих больших, пузатых, стеклянных бутылках, которые в Пьемонте можно увидеть довольно часто). В 1930-х он прикупил ещё виноградников и в сумме сегодня Маскарелло владеют 5 гектарами. Пятью! Скоро пришла война и Маскарелло отвлеклись на партизанщину, помогая американским войскам оставаться в живых. Сын Джулио, Бартоло, занялся делами в победном 1945-м.
Вина, которые он создавал вплоть до своей смерти в 2005-м году — это не вина даже. Это инструменты познания себя. В них — возможность перевести себя в режим удивления. В любом возрасте. Возможность заставить себя задержать дыхание и подумать: «Неужели такое бывает?» и, чуть позже, когда внутреннее созерцание заканчивается, задуматься о том «Как же он это делает?!».
Наши танины идут из ягод, к дубу же мы относимся как к сосуду для медленной оксидации вина. В наших бароло есть мощь, но они при этом очень тонкие.
Проблема в том, что моё бароло сейчас стало номинально считаться каким-то «базовым» бароло, мой отец полностью отвергал эту концепцию, потому что нет такого понятия, как «базовое» бароло или «обычное» бароло. Что такое «нормальное« бароло, кто может мне сказать?! Сейчас есть MGA (Menzioni Geografiche Aggiuntive), но MGA — это не классификация, это просто список виноградников, которые имеют хорошие экспозиции и историю. Говорить здесь о крю намного сложнее, чем в Бургундии. Буссия, например, это огромный холм, с самими разными экспозициями и терруарами. Сейчас идёт активная дискуссия о Cannubi, некоторые компании хотели бы расширить этот аппелласьон из-за своих финансовых проблем, но это я считаю это неправильным.
Мой отец всегда говорил — «делай вино высокого качества и люди сами приедут к тебе. Не ты будешь ездить за ними, а они за тобой».
Barolo 2012
Ничего не понятно. Как это? Умеренное, софт атака, специи, цветы, а потом бросили мяты и ягод. Глоток. Танины как шёлк (и это вино ещё не вышло на рынок), гармония, чётко сыгранный оркестр, без зазоринки, без сучка, без косячка, без волоска. Кручу его в гигантском бокале под пино нуар и не могу нарадоваться. Смутно вспоминаю, как проскочило внутрь, как зрелая ягода ежевики. Что это? Я не знаю.
Barolo 2011
Неуловимо более богатое и широкое чем 2012, совершенно великолепное, удовольствие версия 2.0
Barolo 1986
Этим воздухом дышали неандертальцы в реликтовых лесах, это аромат путешествия через эвкалипты, цвет вина лишь чуть тронут кирпичным. Сквозь кирпич проросли грибы, мятная и мягкая текстура, тонкая, как ниточка прядильщика. Танины шелковые, сладковатый аромат солодки. Кулисы.
Barbera d’Alba 2013
Куда больше специй, чем фруктов, красивая кислотность, очень чистое вино с великолепной балансировкой всех четырех колёс. Ничто не нарушает покоя, вино можно пить как само по себе, так и лежа на мешке со специями. Образец для подражания.
Dolcetto d’Alba 2013
Дольчетто! Фруктовое, сдержанно, тёплое, никакого намёка на выступающий дуб и прочие занозы, а ведь 9 месяцев именно в нём. Супер-easy.
Мария-Тереза Маскарелло испытующе смотрит на присутствующих:
— Вопросы есть?
— Есть. А можно ещё?