Про вина Италии, наверное, написаны тонны книжек: в массе своей, бесполезного хлама. Vino Italiano от людей со звучными фамилиями Бастианич и Линч (мож они какие дальние родственники, которые образовались перекрёстным опылением?) — приятное исключение. Здесь нет ни злого юмора д’Агаты, ни мата Рона Уошема, ни уныло-имперского занудства мастера вина Элис Ферринг, ни спокойно-размеренной жвачки от Керин О’Киф. Траурно-мафиозная обложка не передаёт, на самом деле, светлого духа этой книжки, которая как палочка-выручалочка, придёт тебе на помощь в самые трудные моменты жизни.
Откуда такие восторги для такой, далеко уже не новой, книжки? Оттуда: как прямо заявляют авторы во вступлении “целью книги является рассказ о терруарах… но другим аспектом стал итальянский стиль жизни и его влияние на этот самый терруар”. Предсказуемо, это рассказ не только о винах конкретных известных регионов, но и сугубо личностный взгляд на гастрономический и социальный контекст этих самых регионов, взгляд на людей, на “амбьянс”, как пишут сами авторы. То есть, по-русски говоря, на атмосферу.
Физически книга состоит из трех главных частей — основы итальянского вина, короткая история нескольких сот лет итальянского виноделия до наших дней со всеми важными концепциями — от меццадрии (по-русски это зовётся половничество) до современного аппелласьонного кошмара.
Вторая, главная, часть рассказывает о 21 винном регионе Италии (некоторые из них, вроде Абруццо и Молизе, объединены в одно повествование). В каждой части обязательно присутствует не только описание сортов и типов вин, и рассказывается об их развитии, но и представлен “анекдот” — личный опыт авторов в концертном регионе, социальный или гастрономический, часто вообще-то дающий не меньше пищи для ума, чем сухие данные винных энциклопедий. Это, на самом деле, самая прикольная часть каждой главы — личные истории, которые переносят тебя туда и заставляют чуть лучше понять суть региональных характеров. Как корректно подмечают сами авторы, “это не винная энциклопедия, а взгляд на самые важные регионы и стили вин Италии”. Немаловажно для любого читающего — в конце каждой части есть некоторые знаковые вина и хозяйства региона.
Довольно приятно, что в каждом регионе есть деление на красные и белые вина, так что если ты ищешь инфу по Гави, тебе легко будет её нарыть, не продираясь сквозь текст про неббиоло.
Помещаясь где-то между винным худлитом и хорошо сделанной винной энциклопедией (не жди тут слишком много цифр, если тебя интересуют графики, карты и данные по винтажам), Vino Italiano прочно займёт место на любой, даже самой навороченной, книжной полке.