5 июля 2021 россияне en masse узнали, что шампанское — это игристое вино. После новостей, что шабли — это шардоне, а бордо — это каберне (почти), это первое откровение такого масштаба в постсоветские годы.
Дым без огня, выкрик, адресованный бизнес-партнёрам, вовремя подавленный коммерческими реалиями. В сложной дихотомии «уход с рынка с высоко поднятой головой» или «бабки», Моэт выбирает второе. Честно? Уход Moet Chandon ничем бы не испортил имидж шампанского. Потому что тот, кто пьёт MC, потребляет не шампанское, а бренд, как те, кто пьет «чёрную этикетку», пьёт не гави, а «чёрную этикетку».
Комитет Вин Шампани призывает к бойкоту российского рынка — такова работа Комитета Вин Шампани. Если твой друг (брат, девушка, родители) зовёт просекко «шампанским» — это преступление, за которое нужно прилюдно бить по рукам. Девушку — бросить, от родителей — отречься, брату — просто дать в челюсть. Комитетчики не стесняются судиться с любым, кто претендует на святое имя. В своё время Комитет Вин Шампани (CIVC) не побоялся намекнуть мировому гиганту Apple, что, если та будет использовать название региона для описания цвета IPhone 5s, то яблочников ждут тяжелые последствия. «У шампанского нет какого-то одного цвета», — пояснил тогда свою позицию Комитет. «А значит компания просто хочет нажиться на нашем имени». Так «шампанский» айфон стал просто «золотистым».
По мне, так слово «шампань» в названии цвета айфона было бы крутой рекламой французского региона, но маленькая французская бюрократия в масштабах небольшого региона гнёт свою линию. В 2017-м году Дженсис Робинсон рассказала в Financial Times об истории австралийского винного блогера Джейн Пауэлл, известной в интернетах как Champagne Jayne. Битва за отъем у неё права использования слова Champagne в названии торговой марки, которую та зарегистрировала в Австралии, длилась несколько лет. Французов не остановил даже тот факт, что в 2012-м Джейн было присуждено звание Dame Chevalier de l’Ordre des Coteaux de Champagne из рук Пьера-Эммануэля Тэттанже. Австралийский суд встал на сторону Джейн и разрешил ей использовать название — одно из редких поражений официальных защитников «Шампани».
Немало баек про «чампан» (champán или champaña) можно услышать в Испании. «Ноги» игристого испанского вина — кавы — растут из Франции (как, впрочем, и ноги классических вин Риохи). За опытом испанцы гоняли именно в страну триколора, а то и выписывали французов для консультаций. В 1986 году, когда Испания присоединилась к Европейскому Союзу, лавочку «шампанского» пришлось постепенно прикрыть.
Комитет Вин Шампани призывает к бойкоту российского рынка — такова работа Комитета Вин Шампани
Часто и много использовали имя в Аргентине, Бразилии и Чили, но с этими странами постепенно были достигнуты договоренности о переходе на «игристое». Крайне напряженные отношения у Шампани и со своим не самым последним рынком — США. Крупные калифорнийские производители не стесняются называть свои игристые «California Champagne»: нератифицированные в США Версальские соглашения оставили возможность для появления названий «Шабли», «Бургундий» и «Шампанских» на этикетках американского масс-маркета. Даже после 2005 года, когда США и ЕС подписали «мировую», США имеет право лепить на своих товарах слово Champagne при условии, что товарный знак был зарегистрирован до вступления закона в силу. На этом фоне меркнет даже злополучное «Советское Шампанское», что уж говорить о сегодняшнем «игристом».
Французское правительство также имеет зуб на бутылку вина, производимого в маленьком швейцарском кантоне. На полке вино из региона Жюра стоило 4 фунта, не имело пузырьков и делалось из родного швейцарского сорта винограда шассла. Нет, нельзя, даже если твоя родная деревня зовётся Champagne! А в 1984-м году юристы от шампанского выиграли битву против производителя сигарет Seita, который продавал их под брендом Champagne. Кстати, на пачке было написано Luxury Blend.
Шампанцы имеют давнюю историю защиты своей чести и достоинства, в том числе, и в самой Франции: ещё в 1843 году они отобрали право использования слова у виноделов региона Турень в Луаре. Принимая во внимание престиж имени, юристам CIVC не приходится переживать о потере работы: столько компаний самого разного калибра хотят облачиться в праздничные одежды бренда «Шампань». Имя парфюма от Yves Saint Laurent было забанено во Франции в 1993-м: парфюмеры, опрометчиво назвавшие духи именем Champagne, тогда отделались лёгким испугом в размере 8000 долларов.
Помимо самих шампанцев, на страже интересов региона стоят лояльные потребители. Войдите в положение мужчины из Канады, который в 2017-м году подал в суд на авиакомпанию, которая обещала «шампанский тост» на борту, на деле наливая лишь игристое вино. Авиакомпания также опрометчиво использовала в своей рекламной кампании слова «шампанские каникулы» и «шампанский сервис», чего подданный Канады и ещё 1600 присоединившихся к иску человек, стерпеть никак не могли.
Можно ли винить русских, что свои игристые вина они тоже хотят называть «шампанским»? Пожалуй, только если делается это корысти ради. Ведь радетели шампанского терруара забывают, что о об этом самом шампанском терруаре знает лишь незначительная часть мирового населения. Для большинства же шампанское остаётся намёком на любое вино, пузырьки которого способны… ну… пузыриться.
А те, кто ищет вкус артизанальной руки из Кот-де-Бара, не обломаются.