Марк Челищев о фильме André — The Voice of Wine

Когда пойдут титры, тебе станет понятно, надо ли действительно нам гордиться Андреем Челищевым или можно просто радоваться, что такой человек был и что он тоже говорил по-русски. Во время показа 20 сентября в Санкт-Петербург приедет режиссер фильма André — The Voice of Wine — Марк Челищев. В предвкушении этого события Марк рассказал, как он шел к съёмкам… и что получилось в итоге.

«Для меня большое удовольствие находиться сегодня в красивейшей Кортине в рамках проекта VinoVIP — это потрясающее, магическое место. Стоит сказать, что здесь будут проводиться зимние Олимпийские игры 2026 года, и здесь у нас сегодня проходит мероприятие и дегустация со знаковыми виноделами Италии. На это мероприятие я позвал нескольких виноделов из США, чтобы присутствовать на показе моего фильма про Андрэ Челищева.

Я режиссер, я снимал кино до того, как сделал этот фильм. Все началось в 2006-м, когда мне сказали, что в США создаётся зал почёта для виноделов, как делается уже давно для звёзд бейсбола. “Андрэ был одной из самых важных фигур в истории американского виноделия, почему бы тебе не снять об этом кино?”, — сказали мне.

Я ответил: “Вообще-то Андрей не хотел, чтобы о нём снимали фильм”. Но потом я подумал об этом ещё и решил, что это может быть интересно. А потому я приехал на то мероприятие уже с камерой, фрагменты той съёмки есть в фильме. Это было 9 марта 2007-го. Готовый фильм был показан на Берлинале в Германии в феврале 2017 года: на создание картины ушло 10 лет моей жизни.

Фильм снимался мучительно медленно, шаг за шагом, постепенно, потому что денег всё время не хватало, и мне приходилось сначала снимать рекламные ролики и искать под него деньги. При этом, я всегда пытался сделать его на максимально возможном уровне качества — например, если полёты над виноградниками, то это вертолёт, а не дрон. Мы использовали камеры, которые Sony сделала для Джорджа Лукаса. Чтобы лучше понять условия страны, где родился Андрэ — России, я приезжал в Москву.

Я снял этот фильм не потому, что Андрей был моим двоюродным дядей, а потому что мне казалось, что это действительно великая история, и миру нужно знать об этом. В сегодняшнем хаосе и повседневности на таких историях всё и держится. Сегодняшние документальные фильмы, 15-секундные нарезки, быстро сменяющие друг друга кадры: у нас всё меньше и меньше времени, чтобы наслаждаться качеством.

Для меня одним из уроков было то, что если ты чем-то всерьез занимаешься, то делай это с любовью и от чистого сердца; это как раз то, что Андрэ передаёт в этой картине. Всегда нужно не терять достоинство, делать вещи всем всем сердцем и делать те вещи, которые имеют значение. И неважно, чем ты занимаешься в жизни. Не важно, какой у тебя опыт. Я снял этот фильм не для того, чтобы себя или свою семью распиарить, а потому что это была прекрасная история, которую надо было рассказать. Классные истории, у них есть начало, развитие и конец, так же как у великих вин. И с книгами то же самое если читаешь классную книгу, у неё тоже есть развитие.

Хотя Андрэ и был одним из великих виноделов Соединённых Штатов, он не был ни рок-звездой, ни актёром, и о нём не было огромного количества снятого материала. Именно поэтому я вернулся в Россию и стал изучать его прошлое, места, где он родился. Несмотря на то, что он уехал из страны в 1920-м, в возрасте 19 лет, когда Белая Армия потерпела поражение, он всегда и везде сохранял свою русскую душу.

Именно поэтому я хотел провести здесь время, а также привнести в этот фильм российских композиторов. Как раз в тот момент я встретил одаренного Алексея Айги, который также имел огромный опыт в работе с музыкой к кино. Надо сказать, что я очень сильно замучил Алексея, потому что всё время требовал от него исправлять и подгонять свою работу в точности к фильму. Мне важно было, чтобы музыка действительно подходила к фильму, в этом смысле я перфекционист.

В фильме также присутствуют два исполнительных продюсера, русские ребята. Они помогали мне, пока я был России. В фильме всего три человека, которые не знали Андрея Челищева лично. Это Андрей Макогонов в Крыму, Павел Швец и Никита Михалков. Хотя они и не знали Андрея лично, для меня было очень важно привнести эту “русскость”. В моём фильме всего 89 минут, а у меня 350 минут материала, включая материал, который снимал я сам, архивные материалы, а также часть материалов которые я нашел, потому что Андрей, в свое время, сам кое-что снимал на восьмимиллиметровую камеру. И, кстати, оцифровку этого контента я сделал как раз в Москве, где есть одна из лучших цифровых машин, которые справляются с такими задачами: она в состоянии создавать цифровой контент очень высокого разрешения с тех плёнок, которые мы нашли. Часть материала была оцифрована в США. Мы нашли очень талантливого нарратора, который озвучил закадровый текст, он работал с очень серьезными фильмами. Также в команде был один из лучших звукорежиссеров.

Всем этим я хочу сказать, что старался привлечь реальных профессионалов, чтобы этот фильм стал возможным. Это не просто какое-то видео, и, конечно, если бы я знал, что этот фильм отнимет у меня 10 лет, я бы дважды подумал, снимать ли его. Тем не менее, это был бесценный опыт.

Сейчас я думаю, что мне было бы проще работать над фильмом, если бы я сам не был Челищевым. Андрэ сам верил в важность самых мелких деталей в любых процессах. Мне же многие из этих деталей пришлось опустить, многих важных виноделов в фильме нет. Я перед ними очень извиняюсь, зато они совершенно точно будут в книге, потому что сейчас я пишу книгу об Андрэ, и это уже будет куда более детальная история, куда более энциклопедическая.

Я очень надеюсь, что и у вас будет возможность увидеть этот фильм, и надеюсь увидеть вас всех во время показов. Следуйте тому, что вы любите, это самое важное в нашей жизни. Спасибо!»

Трейлер к фильму (Vimeo)

Страница мероприятия

Нравится? Подпишись!

СВЕЖИЕ ПОСТЫ — УЖЕ У ТЕБЯ

Спама не будет, только новые посты

Антон Моисеенко

Не моё дело рассказывать тебе, что, как и почему пить. Поддержать винный диалог, пробудить винную мысль и заставить улыбаться — вот это по мне!

Предыдущее

Италия с человеческим лицом. Vino Italiano: The Regional Wines of Italy

Следующее

В рамках подготовки к отопительному сезону власти закупят 500 бутылок Quintarelli