Выйдешь ты в погожий денек на улицу в Бирюлево, крикнешь громко “Вальдарно ди Сопра” и… и встретишь непонимающие глаза окружающих. А всё потому, что этот тосканский аппелласьон знаком относительно малому количеству винных фанатов на районе. А ведь в этом самом Val D’Arno di Sopra обитает немало замечательных существ, делающих не менее удивительные вина. Возьми за жабры хотя бы этого Луку Санджуста и его Petrolo.
Взяв Луку за жабры, удивишься: Лука живой и теплый, уже без чешуи. Чёрт, да это же человек! И человек с большой буквы “Ч”. Если кто помнит, это он бросил карьеру художника и подался в виноделы — и мы с тобой его вполне понимаем, да и оценивать вина Луки можно без специального художественного образования — главное, иметь вкусовые рецепторы. И чуточку мозга.
Помимо 26 гектаров виноградников, у Луки припрятана среди полей Chianti Colli Aretini (ага, это одна из тех винных областей, о которых ты никак не думаешь с утра в воскресенье) вилла XVIII века, где харчуются-ночуются премьер-министры и прочие сливки общества. Когда ребята наезжают с машинами сопровождения, холопами и охранничками, жить на районе по утверждению Санджуста становится совсем невыносимо, так что имей это в виду, арендуя летом домишко рядом с Villa Petrolo.
Впрочем, не всё так запущено, ведь есть и low season, и слава богу. С темного февральского неба капает дождь, стучит, поливает землю и замершие в стоическом крике лозы. В бокал льется мерло. Я сказал “мерло” — тосканское мерло Луки Санджуста.
Если бы кто-то вдруг решил, что Galatrona — это его вино “на всю жизнь” и перестал бы пить любые другие — я бы этого человека не стал осуждать, по крайней мере, прилюдно. С этим вином можно приятно жить. Пусть оно одно, зато какое! Да и потом — ведь есть разные годы, так что какое-то разнообразие в пределах разумного допустимо вполне.
Когда-то Лука рисовал — маслом или акварелью, Х.З. И что рисовал — кто теперь знает? Разорваться на две части и делать вино вместе с рисованием у Луки не вышло. Зато уши целы, думаю я, наливая в бокал Galatrona 2014.
Petrolo / Galatrona 2014
Ну вот что сказать? Ещё на расстоянии метра от бокала понимаешь — перед тобой невероятно парфюмированная субстанция, в носу яркая как павлиний хвост после основательной мойки. В климате малознакомого большинству тосканского аппелласьона, который находится неподалеку от Ареццо, мерло проступает эвкалиптом и сухими травами, смолой и долгой прогулкой в сосновом бору. Капли дождя тяжелым весом срываются с иголок и ударяются об устланный ими же пол леса. 100% мерло. [93]
Petrolo / Torrione 2014
Торрионе (Valdarno di Sopra DOC) фигачится путем смешивания винограда с разных участков, и обвинять Санджуста в том, что он не придержался здесь single-vineyard теме как-то глупо — вино получилось насыщенным, ярким, сочным и округлым. 80% санджовезе, 15% мерло и 5% каберне не дают спокойно спать. [90]
Petrolo / Inarno 2015
Мне нравится эта олдскульная этикетка стопроцентного санджовезе. Что-то в ней подсознательно будит доверие к этому вину — то ли это ловкий трюк, чтобы поиграть с нами, то ли и правда вино получилось такое, что хочется скакать лосем по холмам Вальдарно ди Сопра ДОК. Цементные чаны — это не фильм ужасов, а посудина для выдержки. Если ты хочешь увидеть, как из бокала на тебя выпрыгивает нечто ароматное — тебе с этим вином по пути. Я не знаю, что может помешать поставить его в рамку картины с названием L’Art de vivre. Косточково, джемово, красиво. [92]
Petrolo / Bòggina 2014
После того, как я выпил этого вина, на весь остальной мир осталось всего 7999 бутылок. Чёрт, такими темпами я нескоро управлюсь. Ну и пёс с ним. Дед и прадед Луки высадили этот санджовезе в 1947-м, когда ты ещё ходил(а) пешком под стол (ну пусть я преувеличил). Вино забирает — эти 18 месяцев в больших французских бочках делают своё дело — оно, попросту, просится внутрь. Танины приятно кусаются, но не так, чтобы хотелось их одёрнуть, сказав basta! Хрен пойми какие фрукты умело переплетаются со смолистыми нотами хвойного леса. Почему мне всё время мерещится хвоя? [90]