Вино, юмор, рок-н-ролл, или Почему к вину нельзя относиться серьёзно

in Философская Среда by

Когда ты только “приходишь в вино”, оно кажется очень интересным и жутко сложным. Вокруг тебя — “гуру” винного знания, хранители и держатели, влиятельные люди, всякие профи. Вы их знаете, никуда они не делись. Так уж повелось, к сожалению или к счастью, что хранители знаний обычно, по совместительству, вином торгуют.

Возможно, это немного однобокая точка зрения, но знания всегда были нужны как инструмент торговли – ведь, если кто-то не догоняет, за что платит три тысячи рублей (например), то и платить ведь не станет. Развитие вкусовых рецепторов граждан происходит не из-за хваленой “эволюции вкуса” от пошло-сладенького к сухо-терруарному, как рассказывают в школах сомелье, а из-за того, что кому-то надо делать бабки.

Ничего плохого или странного в этом нет: большинство революционных открытий и прогресса происходят, потому что кому-то эти самые бабки нужно делать. Говорим мы о об открытии Америки, классификации 1855 года или об указах Козимо III Медичи о регулировании зоны Chianti Classico – везде будут торчать чьи-то, иногда весьма некрасивые, уши. Кому-то денег надо было чуть-чуть: чисто, для личного счастья; иногда надо много; тогда, прикрываясь лозунгами о развитии культуры вина, они стараются подмять под себя рынок, развязывая войны с конкурентами, собственными сотрудниками и занимаясь прочей чушью.

Одно остаётся стабильно – с вином надо изображать Серьёзность. С большой буквы. Благодаря Серьёзности выстраивается грамотная и выгодная иерархия званий, значков и уровней “винной крутизны”. Пожалуй, только в мире вина возникло это умышленно-циничное рисование себя как “профессионала” – с регалиями, буковками к имени и тому подобными канделябрами. Бахвальство – нормальное состояние сегодняшних “винум сапиенс”, и не поймешь его, где заканчивается оно, и начинается сам человек.

Шутить о вине мы и не умели, потому что шутить вообще – значит не воспринимать его серьёзно, а значит, ничего никому и не продавать. Кто будет покупать вино, потому что ты пошутил? Отсюда – оценки критиков, которые важнее, чем людские истории, отсюда и застойный винный маркетинг. И прорывы на этом рынке устраивают не “ведущие” компании, а аутсайдеры. “Ведущие” компании нынче — и давно — ведут в никуда. Они банкротятся, а их руководство плодит новые компании — без какой-либо цели, кроме как поставить на бюджеты лопоухого винодела и, если получится, недалёкого потребителя.

Мощный старик Ноам Хомский как-то рассказал о том, что современное образование направлено, прежде всего, на индоктринацию личности, а не на её просвещение. Задача корпораций — штамповка людей без воображения и чувства юмора, потому что чувство юмора предполагает самокритичность и осознание чужой (и своей) глупости. Почему юристы производителя бокалов угрожали судебными исками Рону Уошему? Потому что юмор ловко вскрывает то, чего не видят массы, находящиеся в состоянии оцепенения. Потому что юристы — это корпоративная замена чувству стыда.

Конечно, это не значит, что надо обходиться одними хихоньками да хахоньками — всё же “понять” вино ой как хочется. Не стоит, однако, ни на секунду забывать, что несмотря на все “органики” и “биодинамики”, вино остаётся алкогольным напитком, который нам, уже чуть-чуть нетрезвым, продают на трезвую голову вполне обычные люди. Иногда — более, чем обычные.

А потому у нас с тобой, амиго (амигА, если ты жэ!), есть тысяча и одна причина веселиться, смеяться и попирать Серьёзность вина и дальше. Ведь мы никому ничего не продаём.

По крайней мере, пока :-)