Оставь её в покое

in Философская Среда by

Винная инфографика — это как котики. Или красное ламбруско. Это заразно, это все лайкают, но, по сути, это невероятный бред. Глаз радуется, а мозг сходит с ума.

Загадка успеха Wine Folly (женщину зовут Майдален Пукетт) мне кажется простой. Побольше винных котиков — они такие милые. Майдален сделала себе имя и бизнес на сладкой жвачке — в общем-то похвально. Но пора уже нам остановиться, сделать шаг назад, выдохнуть и громко сказать — «А король-то голый!».

Это сложно, ведь все лайкают, и книжка тут даже на русском есть — значит, круто! Сотни и тысячи делятся в фейсбуках бесполезной винной инфографикой, где ниточки от бутылок с винами упираются в сыры и мясо, а из бокалов торчат горстями фрукты и овощи. Каждый раз, когда я вижу репост этой невероятной мути на странице виноторговца или журналиста, Unfollow следует немедленно: собственного креатива не жди. Нет ничего хуже, чем бездумный перепост чужого идиотизма, а?

Я, наверное, как всегда преувеличил. Кому-то польза от этого всё-таки есть. Кто-то, уперевшись красивым ногтем, будет дотошно изучать майдаленовские опусы и на полном серьезе выбирать вино по цветным ниточкам, которые навеки связали его именно с этим продуктом. И потом, это просто красиво — мне правда нравится.

Но, в сухом остатке, инфографическая винная жвачка — невероятный вред для собственного мозга, если воспринимать её всерьёз. Не в том ли прелесть вина, что это живой организм, который каждый воспринимает по-своему? И что правил — нет? Никто не вправе заявлять, что вот это хорошо сочетается с этим — и только. У нас создают ложное ощущение, что весь винный мир можно легко разложить по полочкам, загнать в несколько рисуночков, обозначить схематично и, главное, наглядно. В конце концов, продать нам идею, книжку, карту (кстати, карты WineFolly неплохи).

Станет ли изданная в России книжка инфографики спасением для винных фанатов? Не-а. Вместо того, чтобы учить ждать от вина неожиданностей, она загоняет нас в порочный круг условной понятности, в котором правда состоит в плакатах и цветастых линиях, монетизируемых и лежащих потом непойми как и где. Книжка заслуживает места на журнальном столике где-то между толстыми, но бесполезными томами “Дома Лондона” и “Сто вин, которые надо попробовать до смерти”. Аминь.