Винные, идиотические, твои: тренды-2015

in Маст-Рид/Разбор полетов by

В 2015-м году в винной жизни страны было много позитива: появлялись новые формы выживания на рынке, курс рубля скакал, как ошпаренная коза, а российские сомелье радостно учились открывать вино по-гусарски, уходя таким образом от суровой реальности. Мы перечислили лишь некоторые идиотические тренды уходящего года и ждём ещё больше веселья в наступающем.

 

Шоу российских вин с MW и балалайками

Да-да, это конкурс СВВР в Абрау. Странный состав жюри, странные правила, странный выбор вин, странная пресс-конференция, странное вручение наград. Наверное, к декабрю участники уже отошли от смачной (как всегда) победы российских вин над великим Бордо. А мы говорим — били, и будем бить, туды его в качель, это ваше Бордо! Эти же ровно слова словно бы говорит нам заслуженный артист «российской» винной сцены Борис Титов. Ну а мы пребываем в шоке как, оказывается, ловко и без зазрения чего-либо можно поюзать несколько MW для того, чтобы попиарить отечественное, а точнее, своё личное в его судьбе участие. Убеждаемся в одном: успехи российского вина на конкурсе СВВР — лишь пятак в чью-то политическую копилку (кому, догадывайтесь сами). Вопрос «от имени журналистов», заданный г-ном Титовым мастерам вина, сводился, в общем-то к одному: «Ну чо, вы убедились, что наши вина бьют всех? Когда занесете Россию в список лидеров, ребята?» Тот же вопрос был немо задан г-ном Поповичем, апологетом и якобы лоббистом росвина. Может и не «якобы». Сложно всё это. Запутанно. Мутно. Непрозрачно. И пока политическая повестка такая, какая есть, предпосылок к честным конкурсам откровенно мало.

Показушный сабраж

Открой бутылку шампанского лаптем, подсвечником, ёршиком для унитаза, половником или (попса!) яблочным девайсом. Почувствуй себя гусаром! Почему бы и нет, вопрошают с Ютьюба российские сомелье, гордо размахивая в кадре бутылкой. Мы и так умеем, мы и сяк умеем. Вспоминается почему-то день ВДВ, у которых шиком считается бить лбами кирпичи. А ещё тут видятся мистически-языческие корни русских — плюнь через правое плечо, постучи по дереву, соблюдение ритуалов у нас всегда выше смысла этих ритуалов. Тут каждому своё. Адский или не адский — сабраж был в этом году везде. Должен ли сомелье уметь сабрировать бутылку? Безусловно! Нужно ли это демонстрировать? А то! Если больше нечего.

Рислинг как fashion statement

Его было много, этого рислинга. И пусть непроизносимые названия после 1 января сотрутся магическим образом у 99% из тех, кто утверждал, что «ничего кроме рислинга», мы с наслаждением вспомним как давились его обжигающей кислотой в 2015-м. Каким сортом будем давиться в 2016-м — вопрос, конечно, открытый: подозреваем, что, смотря что будут возить и пиарить виноторговцы. К сожалению, иной причины массово «увлекаться сортами» мы не разглядели, ибо достойных сортов масса, как и достойных вин.

Винные медиа

О вине стали писать больше — и это здорово. Но есть и the dark side of the Moon. Писать продолжают отвратно, нудно, неинтересно и механически. Я искренне рад за своих коллег, которые делают отличную карьеру в ведущих онлайн-изданиях, к величайшему сожалению, откровенные мнения, выражаемые ими за кулисами, на бумаге (экране) превращаются в елейные речи и бытовую неприкрытую похвальбу, которая и к аналитике, и к журналистике имеет весьма отдаленное отношение. «Заказ», «наказ», «завет», «вводные» и «линия партии» чувствуются сегодня ох, как сильно.

Сомелье и дегустационные заметки

Многие тренды в 2015-м связаны с сомелье — и это классно. У сомелье есть доступ к хорошим винам. Радует, что вы стали писать больше дегзаметок — и больше заметок в свободном стиле. Пугает другое — слишком много непростительных для профессионалов эпитетов. Слишком мало размышлений и анализа. Слишком много понтов. «Лучшее», «самое лучшее», «крутое», «самое крутое», «никто не может лучше». Мало интересностей. За единственной приличной фоткой в фейсбуке слишком много пьяных фейсов с гнутыми пальцами и лоснящимися лицами. Я не буду тыкать в вас пальцем.

Винные клубы и сообщества

Их в 2015-м образовалось сразу несколько, тема почему-то больше московская. Психологи знают: отделение одних групп людей от других (даже искусственное) несёт большое социальное вознаграждение и при этом, удивительную вражду к «несвоим» — даже если разделение это по цвету глаз. Впрочем, разделение на «своих» и «несвоих» в нашем обществе, скорее, норма. Закрытость и элитарность должны быть подчеркнуты собственным гербом, печаткой и закрытыми собраниями с обязательным сабражем за высоким забором.

Винные битвы

Кажется, формат винной баталии придумали в московском Wine Religion, хотя поручиться точно не можем. Но формат прижился и активно копипастится конкурентами и друзьями. С одной стороны хорошо: не быть занудой в винном мире нужно ох как уметь. С другой — даже копипастить можно осмысленно, а в тесной Москве это слишком уж «ту мач», и мы искренне надеемся на новые форматы и новый придумки немногочисленных креативных пипл из винной темы.

ЕГАИС повсюду

На бумаге мы способствуем развитию малого бизнеса, на практике мы (в смысле, они) хотим отслеживать каждую каплю спирта в России и, главное, иметь возможность прикрыть любой бизнес за три минуты. Вам казалось, что такие возможности у них уже есть? Ан, нет, использованы ещё не все. Теперь знаменитая «бабка ЕГАИС» будет и в ресторанах, рестораторы будут молить о пощаде, а чинуши сыто и изобретательно думать, как бы еще «помочь» малому бизнесу.

Вино от Дмитрия Киселева

Под конец 2015-го фрик-шоу продолжилось: на сцену вышел владыка ядерного пепла и мега-патриот, которого обычно несёт прямо в эфире. Говорят, Киселев вошел в винное дело еще до того, как со страной случился #КрымНаш, но с патетическими речами образовался лишь в 2015-м, и это не может не быть показательным. Мы всеми фибрами души ждём вин Д.Киселева в топовых московских ресторанах и по спецценнику. Как и в случае с другими громкими российскими проектами (e.g. «Фантом»), рестораторам придётся иметь дело со сложным выбором: брать «дареного коня» для сохранения «отношений» или объясняться с доброй СЭС. Очень в духе времени.

Профессиональный стандарт кавист/сомелье

Про это писали ранее, поэтому просто повторимся. Прошло уже лет 15 с тех пор, как в России появились первые сомелье. В мае 2015-го на это обратило внимание Минтруда, приняв профессиональный стандарт «Сомелье/Кавист» — безусловное признание со стороны государства того факта, что а) в России есть винные бутики и рестораны; б) в них продается вино; в) занимаются этим специальные люди – сомелье и кависты. Пока сложно сказать, чем новый стандарт обернется для профессионалов: повышенное внимание государства не всегда хорошо сказывается на винной отрасли. Роль сомелье в ресторане остается сильно вторичной: слишком у многих из них связаны руки при составлении винной карты. Сомелье сталкиваются с фиксированными картами и прямыми указаниями со стороны владельцев ресторанов, ищущих выгодных контрактов с поставщиками вин. Важнейшая роль сомелье — знакомство гостей с новыми винами — зачастую подменяется технической ролью официанта, разливающего вино. Есть подозрение, что в 2016-м со стандартами профессии произойдет очередная каверза, и мы увидим новые формы давления известных всем виноторговых компаний на класс сомелье. Противостоять которым будет сложно и невыгодно для собственного кармана, а потому и выберут не противостоять.

Порошковое вино

Даже после 25 лет открытого импорта качественных вин, это вопрос номер один для любой беседы. Хитом стал вопрос про порошковые вина, адресованный из зала в адрес MW. MW задумалась и не нашлась, что ответить, потому что, видимо, за бугром про порошковые вина вообще не слышали. Поразмыслив, считаем ответственным за такие заблуждения российских граждан Минздрав, Роспотребнадзор и канал НТВ.

А ещё идиотизм 2015-го по признанию профессионалов рынка — это:

Не вполне себе человеческое администрирование виноделия (поверьте есть с чем сравнивать). 95% времени ты занят не вином, не говоря уже о том, что вся эта бумажная муть ложится на ценник. Игорь Самсонов, владелец винодельческой компании Сатера

Дерьмовое русское вино, в которое все опускают нос и из патриотизма говорят «Вау!». На ситуацию влияет наша внешняя политика, и люди хотят видеть в наших винах больше, чем в них пока есть — это факт. Я сам совершенно не против рус вин, но давайте, как говорится, зерна от плевел отделять. Дмитрий Фролов, сомелье

Праздник божоле нуво, придуманный Ж. Дюбёфом. Вино делается из сорняка, живет в бутылке 3 месяца, а потом все травятся и лежат с утра. Ну и ЕГАИС. Что тут скажешь? С*ки хотят все контролировать и собирать бабло. Михаил Волков, винный бар Winil

Цены. На старый свет, на новый свет — все выросло до небес, а не было дешевым никогда. БЕСЯТ цены на русское в своей массе. Я — адепт российского виноделия, слежу, поддерживаю, пишу, пробую. Стоимость производства, технологии, новые лозы… Не надо мне сейчас объяснять. Но, come on, подумайте и о нас! БЕСЯТ сомелье. Процентов семьдесят. Они начинают рассказывать, что такое Соаве с таким, знаете ли, ученым видом. И пытаются втюхать что подороже, а как скажешь заветное «демократично и небанально« — так лицо делают, как будто хурму незрелую съели. Саша Сутормина, ресторанный обозреватель журнала SNC

Метод определения посторонних спиртов и сахара в вине, используемый с 2014-го при контроле качества российских вин. В отношении этого предприятия я могу процитировать лишь Павла Николаевича Милюкова с его знаменитым выражением «Глупость или измена». Перефразируя на нынешний момент — «Глупость или коррупция». Наши ученые утверждают, что изотопным анализом можно определить добавленные в вино посторонние сахара и спирты. В мире же подобный метод является лишь теорией, которая не имеет права стать государственным стандартом. Кроме того, первичный изотопный анализ сделан лишь для Крыма. Однако виноделы Кубани уже столкнулись с претензиями контролирующих органов.  Дмитрий Ковалёв, портал NasheVino.ru

Дешевейшие крымские вина, которыми завалены полки магазинов. Я сейчас не про действительно хороших виноделов типа UPPA и ESSE, а весь тот шмурдяк, который раньше ввозился из Крыма в виде балка. Сергей Смолин, компания Eurowine

Дешевое российское вино. На волне патриотических настроений потребитель продолжает покупать самое доступное, произведенное из импортного балка неизвестного происхождения. А ведь, несмотря на маркировку «Произведено в РФ», это вино не имеет никакого, помимо места бутилирования, отношения к России. Дмитрий Федотов

Массовое помешательство на сабраже. Чем только не открывали бедные бутылки. Среди «пострадавших» в неравной битве со стеклом лично видел как минимум 1 айфон. Главный вопрос, который мучает меня: «Зачем?». Сергей Антонов

Гастропабы и винные бары – почти в каждой палатке. Уже есть «Вино и бургер», на очереди «Вино и шаурма», «Вино и хот-дог», «Вино и бутерброд», а потом, видимо, будет «Вино и чупачупс». Влад Волков, компания Vinoterra

Вымывание приличных вин из сетевого сегмента и навязывание потребителям псевдо-вин из разных регионов в т.ч. и российских. «Крымскими» зовутся вина, ничего общего кроме розлива с Крымом не имеющие, то же и про Кубань. Но самая «песня» — это псевдо-Италия, Чили, Франция, разлитые в России. Михаил Бодухин, компания Fort

Больше усталости, да и все в стране почувствовали, что придется работать в два раза больше, чтобы зарабатывать в два раза меньше. Позитивным в нем было то, что, наконец, многие стали задумываться над ценой за бутылку. Многие, но пока ещё не все. До сих пор есть клиенты, которые измеряют стоимость продукта глубиной скидки, а не входной ценой. Хотя это — вопрос времени. Анатолий Корнеев, компания Simple

И главное. В 2016-м продолжаем не пить мерло