Точки над i: Сандро Сартор о Ruffino

in Тоскана by

Не каждый день сталкиваешься с человеком, который отвечает за стилистику вин хозяйства, контролирующего производства 15% Chianti Classico. Серьёзная ответственность, понятно, и… серьёзная власть. К Сандро Сартору из Ruffino у меня нашлось несколько важных вопросов.

Таким людям, как Сандро, не впервой отвечать на вопросы, а, учитывая его должность, ответы должны быть чёткими и не предполагающими двоякого толкования. Судя по его ответам, хозяйство с годовым производством в 34 миллиона бутылок, не стремится идти на поводу у модных веяний. Оно и понятно: винодельня, основанная в 1877 году Илларио и Леопольдо Руффино (ударение на “и”!), долгое время пребывала в руках семьи Фоллонари, которая приложила немало сил, чтобы в Тоскане у них было максимум возможностей — сегодня у Ruffino есть “точки опоры” по всему региону, в том числе в Кьянти Классико, Кьянти, Монтепульчано, Монтальчино и Маремме. Грех, в общем-то, жаловаться.

“Ruffino родилось в Тоскане, и мы на сегодня один из крупнейших производителей Chianti Classico”, — говорит сидящий рядом Сандро. “Шесть лет назад мы также вывели на международный рынок наше просекко, это для нас стратегически важный бизнес, поэтому мы посчитали нужным купить виноградники и винодельню в зоне производства просекко, потому что, в конечном итоге, мы — прежде всего, виноделы. Нам не комфортно просто бутилировать вино, мы хотим контролировать весь процесс”.

Разговор про Chianti Classico был бы не разговором, если бы мы не упомянули введенную относительно недавно категорию Gran Selezione, которая разделила рынок на ее сторонников и противников. В этой категории Ruffino делает, например, вино под названием Romitorio di Santedame.

“Chianti Classico вместе с представленной рынку категорией Gran Selezione постепенно двигается вперед”, — объясняет Сандро.

“В категории Riserva всегда можно было найти вина совершенно разного ценового сегмента, эта категория была слишком широка, и мы чувствовали себя в ней не очень комфортно. Мы хотели изменить эту категорию, чтобы у качественных производителей была возможность показать, на что они способны. Gran Selezione находится на вершине категории Riserva, и даёт нам много возможностей сделать акцент на качестве нашего вина”. Нет ничего удивительного в том, что вино, которым Ruffino, во многом, известно в мире — Riserva Ducale Oro — получило свой статус Gran Selezione одним из первых в Chianti Classico.

Мотивация ввглядит правдоподобной. “В категории Gran Selezione ты должен владеть виноградниками, с которых делается вино, ты должен дольше выдерживать вино: минимум 30 месяцев”. Я уже знаю, что скажет Сандро дальше. “Мы уже это делали и до введения этой категории в винах Riserva”, — говорит он и добавляет: “Но есть еще и специальная комиссия консорциума, которая решает, достойно ли твоё вино категории Gran Selezione”. Отделение себя от массы других производителей, судя по примеру Ruffino, и является главным мотивом создания новой категории. “В случае с Romitorio это не только single-estate вино (вино, сделанное с наших виноградников), но и вино, сделанное с одного виноградника”.

Учитывая масштабы Ruffino, мне интересно узнать, как смотрят в хозяйстве на роль Chianti Classico и его имидж у молодых сомелье и нового поколения пьющих вино людей, которые разбираются в тонкостях био, терруаров и хотят от вин тонкости и, часто, смелых экспериментов. Управляющий Руффино относится к таким изменениям в стиле потребления с пониманием. “Мы движемся в сторону органики, пока не в Кьянти Классико. Очень скоро мы будем продавать органические вина — просекко и пино гриджио. Что касается Chianti Classico, то здесь у нас тоже есть определенное движение, потому что мы считаем, что элегантность этих вин очень важна. Поэтому мы движемся к большим бочкам, а не к баррикам. К более чистым винам, менее тяжелым”.

Сандро не отрицает важность соблюдения в Ruffino статус кво (что, понятное дело, со стороны может восприниматься как некая инерционность). “Мы делаем традиционный продукт, поэтому нам довольно сложно бросаться вслед за модой. Если вина Апулии популярны, это не значит, что мы должны делать такие же по стилю вещи. Мы стараемся соблюсти баланс. Что касается новых винных фанатов, то я считаю, что развитие вкуса приведёт их к тому, что и они смогут оценить Chianti Classico по достоинству. А возможностей для экспериментов у нас гораздо больше в таких винах, как Modus: IGT-винах, которые не сдерживаются строгими рамками аппелласьона Chianti Classico”.